Nvidia GTX или AMD Radeon: Что выбрать?
Пока NVIDIA опустошает кошельки зажиточных геймеров, заманивая новейшими флагманами GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080, в компании AMD решили немного повременить с конкуренцией в данном сегменте, и обратили свой взгляд на более масштабную рыночную аудиторию. Новейшая видеокарта AMD Radeon RX 480 — это потенциальный народный любимец, ведь во всем мире еще не существует видеокарты с такой производительностью которая стоит 200 USD.
«Мы пойдем другим путем» — подумали в компании AMD. А потому история видеокарт Polaris, начинается не с покорения разрешения 4K, а с того, что необходимо абсолютному большинству мировых пользователей. AMD Radeon RX 480 не выполнена из сплава магния, однако при цене всего в 200 USD изрядно интригует, причём не меньше топовых NVIDIA. Но правда ли всё это, так ли прекрасна новинка AMD, как может это показаться с первого взгляда?
Архитектура, процессор Polaris 10 и новые технологии
Компании AMD и NVIDIA в этом году напоминают компанию Intel с ее стратегией «тик-так». Новейшие графические архитектуры Pascal и Polaris представлены, но нового в них — чуть чуть. Основным же событием в обоих случаях стало «явление народу техпроцесса нового». Впервые с 2011 года, кстати. События важного и долгожданного.
Здесь-то дорожки вечных соперников расходятся. Решения Pascal для NVIDIA производит TSMC с задействованием 16-нанометровых норм. AMD обратилась за помощью к GlobalFoundries и Samsung — они продвигают 14 нанометров. В обоих случаях применяется технология FinFET, но будет крайне интересно посмотреть, чей техпроцесс в итоге окажется лучше.
У AMD — 14 нм, у NVIDIA — 16 нм
NVIDIA дала отсчет новому поколению видеокарт с субфлагманов. AMD, наоборот, начала шествие с устройств начального уровня. В основе Radeon RX 480 лежит графический процессор Polaris 10 (Ellesmere). Это не флагман. С GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080 в обозримом будущем «пободаются» чипы Vega. Поэтому верно утверждение, что Radeon RX 480 пришел на место Radeon R9 380X с процессором Antigua XT.
Переход с 28-нанометрового на 14-нанометровый техпроцесс позволил уменьшить полезную площадь кристалла. В то же время Polaris 10 получил больше элементов при сохранении архитектуры GCN (Graphics Core Next), но стал заметно энергоэффективнее: 150 Вт против 190 Вт у Antigua XT. Число транзисторов чуточку, но увеличилось: у Polaris 10 — 5,7 млрд, у Antigua XT — 5 млрд ровно.
Polaris 10 состоит из четырех блоков Shader Engine. В каждый такой блок входит девять модулей Compute Unit. В каждом CU хранится 64 потоковых процессора и четыре текстурных блока. Вот так и получаются объявленные ранее 2304 потоковых процессора, 144 TMU и 32 ROP. Стандартная математика для архитектуры GCN. У процессора Radeon RX 460, например, всех основных элементов тупо вдвое меньше. Соответственно, уже сейчас реально представить, какую производительность получит эта видеокарта.
А вот и первое новшество у Polaris 10: общий для всех Shader Engine кэш второго уровня увеличился вдвое. В чипе его 2 МБ.
Как я уже сказал, архитектурных изменений у новых 14-нанометровых чипов не очень много. GCN 1.3 четвертого поколения получила видоизмененный блок предварительной выборки инструкций (instruction pre-fetch). Он сокращает время простоя исполняющих устройства за счет предвыборки кода. Второе новшество — это два диспетчера исполнения задач HWS (Hardware Scheduler). Они ускоряют распределение потоков задач между аппаратными ресурсами. То есть асинхронные вычисления станут еще эффективнее. Кстати, блок Multimedia Accelerators лишился контроллера TrueAudio. Теперь технология работает за счет модулей Compute Unit и асинхронных вычислений, вестимо.
Как известно, малое количество движков геометрии — слабое место в графических процессорах AMD. Именно из-за этого в низких разрешениях вплоть до Full HD разница между Radeon и GeForce выше, чем в тех же WQHD и Ultra HD. Например, в некоторых играх в 1080p Radeon R9 Fury X уступает GeForce GTX 980 Ti, а в 2160p эти видеокарты равны по производительности. В Polaris 10 то же количество движков геометрии, однако AMD заявляет, что в GCN 1.3 они работают эффективнее. Во-первых, появился блок Primitive Discard Accelerator (ускоритель отбрасывания геометрических примитивов). Он работает в начале конвейера и отбрасывает невидимые треугольники. Во-вторых, появился индексный кэш для дублированной геометрии. Экономится пропускная способность памяти, упрощается передача данных.
Из новшеств отмечу, что графические процессоры Polaris получили улучшенные алгоритм отбрасывания невидимых полигонов и функцию сжатия содержимого памяти. Как и в Pascal, реализованы методы сжатия изображения с соотношением 2:1, 4:1 и 8:1. Плюс в видеокартах AMD наконец-то используется быстрая GDDR5-память. Не GDDR5X, как в GeForce GTX 1080, конечно, но чипы с эффективной частотой 8000 МГц применяются впервые.
В итоге AMD утверждает, что за счет этих архитектурных улучшений производительность на каждый блок Compute Unit увеличилась на 15%, если сравнивать Radeon RX 480 с Radeon R9 290.
AMD Polaris вполне подходят для сборки HTPC
Немаловажно, что «Полярисы» поддерживают аппаратное декодирование видео HEVC/H.265 с профилем Main 10. То есть новые видеокарты «тянут» передачу изображения с цветовым охватом BT.2020 (10-битная глубина цвета) и цветовой субдискретизацией 4:4:4. Адаптеры оснащены видеовыходами HDMI 2.0b, DisplayPort 1.3 HBR3 и DisplayPort 1.4 HDR. Последний обеспечивает поддержку разрешения 8K (до 7680х4320 точек) при 60 Гц или 4K, но при развертке 120 Гц.
«Красные» ставят на VR. Radeon RX 480 позиционируется как первая доступная видеокарта, производительности которой достаточно для игр вместе со шлемом виртуальной реальности. По статистике AMD, среди 1,43 млрд персональных компьютеров только 13 млн систем готово к VR-революции. Планируется, что в следующем году таких ПК станет больше — 100 миллионов. Конечно же, в том числе и за счет AMD.
Если честно, то я не разделяю всего этого переполоха вокруг виртуальной реальности. Играть пробовал, и далеко не один раз, но у меня постоянно складывается впечатление, что производителю просто-напросто нужно за что-то зацепиться. Добавить еще одну галочку в списке поддерживаемых функций продукта. NVIDIA действует таким же образом. Думаю, вы прекрасно помните бум «очкового» 3D? Только ленивый не пиарил телевизоры и мониторы с поддержкой этой технологии. Следовательно, знаете, чем все закончилось. Поэтому не исключаю, что мода на VR со временем пройдет, найдут еще что-нибудь. К тому же на сегодняшний день сам аксессуар (шлем) стоит дороже Radeon RX 480. Oculus Rift — 600 долларов; HTC Vive — 800 долларов. Так что не удивлюсь, если среди 100 миллионов владельцев, чьи ПК готовы к виртуальной реальности, обладателями соответствующих шлемов станет хотя бы один миллион человек.
Референс, разгон, энергопотребление, нагрев, шум
«Они такие разные, но все-таки вместе». Пока NVIDIA превращает свои референсы в элитные версии видеокарт под названием Founders Edition с завышенным ценником, AMD, наоборот, стремится максимально снизить стоимость линейки Radeon RX 400. Что неудивительно, понять можно всех. В итоге в продажу выходят 4-гигабайтная версия стоимостью 200 долларов и 8-гигабайтная версия за 240 долларов. Рекомендованные российские цены с учетом налогов и всего остального указаны в таблице.
Ко мне на тест попала версия с 8 ГБ видеопамяти. Она стоит на 40 долларов дороже 4-гигабайтной модели. В российских реалиях — на 2000-3000 рублей дороже. И все же считаю именно видеокарту с удвоенным количеством «мозгов» наиболее актуальным вариантом в 2016 году. Поверьте, «мастера оптимизации» понаделают игр, в которых от 4 ГБ не останется и следа.
Дизайн референсной платы узнаваем. Схожий кожух кулера используется, например, у Radeon R9 Fury X. Софтач-пластик, все дела. И все же обращает на себя внимание тот факт, что шрифт марки Radeon изменился. Очередной небольшой ребрендинг.
Референс для AMD крайне важен. Именно эталонные модели пойдут в продажу по рекомендованным ценам. Именно их и пиарили, а прайс — это важный аспект в линейке Radeon RX 400. Партнеры «красных» наверняка предложат более дорогие, но в то же время более качественные кастомы. В основе конкретно референса лежит кулер с турбинойтангенциальным вентилятором.
Под нагрузкой видеокарта нагревается до 83 градусов Цельсия. Многовато для 150-ваттного адаптера. Но частоту GPU в стресс-тесте FurMark держит — стабильные 1266 МГц, если верить MSI Afterburner. При этом вентилятор раскрутился 2200 об/мин. На расстоянии одного метра измерительный прибор зафиксировал 45 дБ. Шумно, даже очень. Так что работу кулера признаю неэффективной.
Горячая и шумная
Максимальный показатель для Radeon RX 480, кстати, составляет 90 градусов Цельсия. Далее чип троттлит. Во время тестирования в лаборатории было очень жарко — 26-28 градусов Цельсия. Не исключаю, что в хорошо проветриваемом помещении процессор видеокарты будет греться чуточку меньше.
Сильнее всего нагревается подсистема питания, местами до 90 градусов Цельсия. Было и хуже, если честно. Так что при всем желании назвать Radeon RX 480 холодной нельзя. Экономия на кулере даром не прошла.
Потребляет новинка действительно немного. В плане эффективности Radeon RX 480 уступает GeForce GTX 1070, но обходит нереференсную GeForce GTX 970 от GIGABYTE.
В версии драйвера 16.6.2 интегрирована система WattMan. Это весьма удобный терминал по управлению видеокартой, а также мониторингу основных показателей. Панель управления в виде наглядного графика рапортует о температуре GPU, его частоте, а также о скорости работы памяти и вентилятора. Здесь производится разгон.
Частота графического процессора меняется с шагом 5%, но не больше, чем на 20%. Скорость работы памяти — до 2250 МГц. Есть возможность регулировать напряжение. Максимальный параметр для GPU и GDDR5 — 1150 мВ. Лимит по мощности — 50%.
С оверклоком конкретно выданного мне образца как-то сразу не задалось. Память разогналась до обозначенного лимита. Спасибо хоть на этом. А вот частоту чипа удалось поднять всего на 5% — до 1330 МГц. В таком режиме, чтобы избежать троттлинга, приходится дополнительно выкручивать ползунок оборотов вентилятора до 2600 об/мин. Становится очень шумно.
Разгон и референс в случае с Radeon RX 480 — вещи несовместимые
Вывод неутешителен. Референс для разгона не очень подходит. Надеюсь, кастомные версии окажутся более прыткими в этом плане.